Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России
создан в соответствии с приказом МЧС России от 27.09.2006 г. № 545.
НЦУКС является органом повседневного управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и
предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на
водных объектах, а также координации в установленном порядке
деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.
|
В числе основных задач НЦУКС – подготовка
предложений по применению дежурных сил и средств, обеспечение
оперативного управления силами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за
готовностью подразделений оперативного реагирования к действиям по
предназначению, оповещение и информирование населения о прогнозируемых
и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах.
В рамках РСЧС Национальный центр управления в
кризисных ситуациях также обеспечивает информационное взаимодействие с
федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской
Федерации, организациями сети мониторинга опасных процессов и явлений и
соответствующими силами постоянной готовности.
На НЦУКС, кроме того, возлагается задача поддержки
международных гуманитарных проектов, программ и операций, выработки
согласованных действий органов повседневного управления
межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций государств-участников СНГ.
Основные вопросы организации и функционирования НЦУКС определены «Положением о РСЧС».
НЦУКС включает в себя соответствующие органы
повседневного управления системы МЧС России на базе пунктов управления,
а также автоматизированную систему.
В состав НЦУКС входят следующие подразделения Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям:
- Управление НЦУКС, 328-й запасный пункт управления,
149-й телекоммуникационный центр и информационный центр Общероссийской
комплексной системы информирования и оповещения населения в местах
массового пребывания людей (ОКСИОН).
В подчинении НЦУКС находятся:
- ЦУКС региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по г. Москве и Калининградской области;
- ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Непосредственное руководство функционированием НЦУКС
осуществляет МЧС России, при этом вышестоящий ЦУКС МЧС России
координирует работу нижестоящих ЦУКС и дежурно-диспетчерских служб
своего уровня.
Для информационного обеспечения функционирования НЦУКС планируется создать специализированную автоматизированную систему.
НЦУКС осуществляет также информационное взаимодействие с кризисными центрами иностранных государств.
Создание НЦУКС обусловлено расширением круга задач
МЧС России на современном этапе, необходимостью перехода на новые
технологии управления и эффективности межведомственного взаимодействия.
К таким технологиям относятся ситуационное
моделирование угроз, кризисов и чрезвычайных ситуаций; поддержка
принятия решений в режиме реального времени, автоматизация планирования
и контроля исполнения, видеоинформационное взаимодействие с зонами ЧС;
увеличение объемов информационного обмена с федеральными органами
исполнительной власти.
С целью реализации новых подходов создается единый
многоуровневый управляющий комплекс нового поколения для решения задач
координации, оперативного управления и экстренного реагирования,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Автоматизированная система НЦУКС создается как
комплекс зданий, сооружений, основных и обеспечивающих систем на
федеральном, межрегиональном и территориальном уровнях.
Объектом высшего звена будет НЦУКС в г. Москве,
здание которого в настоящее время находится в стадии строительства, и
будет представлять собой интегрированную многоуровневую территориально
распределенную информационно-управляющую систему. Автоматизации также
подлежит структура управления РСЧС, в том числе структура и функции
органов управления различного уровня, порядок их взаимодействия между
собой.
Будут также созданы новые периферийные блоки:
математического моделирования кризисов и чрезвычайных ситуаций на базе
ФГУ ВНИИПО, тренажерный центр на базе Академии гражданской защиты МЧС
России и ситуационного анализа ВНИИ ГОЧС.
С целью информационного взаимодействия и
обеспечения функционирования вертикали управления НЦУКС предполагается
подчинить по оперативным вопросам на основе разрабатываемых регламентов
предоставления информации:
- региональные ЦУКС;
- дежурную службу Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия» МЧС России);
- дежурную службу центра ситуационного математического моделирования техногенных аварий и катастроф ФГУ ВНИИПО;
- дежурную службу центра поддержки принятия решений ВНИИ ГОЧС, других экспертных организаций;
- дежурную службу тренажерного центра Академии гражданской защиты МЧС России.
На основе текущей информации, поступающей с мест (в
том числе фото и видео-материалов), и решения задач оперативного
прогноза предусматривается возможность оценки дальнейшего развития
чрезвычайной ситуации и принятия необходимых управленческих решений по
ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планируется, что руководители смогут управлять
силами и средствами РСЧС непосредственно с рабочих мест в НЦУКС, а
также осуществлять контроль эффективности проводимых мероприятий.
Основу программно-технических средств должны
составить программные средства сбора, оперативного анализа и
отображения информации, а также технические средства донесения
информации и поручений до исполнителей и обеспечения связи с местом ЧС,
в том числе телемосты.
В целях обеспечения подготовки эффективных
управленческих решений (в режиме повышенной готовности и в режиме
чрезвычайной ситуации) с использованием специальных программных средств
моделирования будут готовиться сценарии для «проигрывания» различных
вариантов управленческих решений.
149-й телекоммуникационный центр (ТКЦ)
149-й телекоммуникационный центр предназначен для
управления действующей системой связи МЧС России, технического
обеспечения работы автоматизированной информационно-управляющей системы
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (АИУС РСЧС), обеспечения связи руководящему составу и
должностным лицам Министерства.
Основные задачи 149-го ТКЦ:
Основными задачами, возлагаемыми на 149-й телекоммуникационный центр, являются:
обеспечение постоянной готовности, надежного,
устойчивого и непрерывного функционирования средств автоматизации
центрального аппарата МЧС России, средств связи и оповещения ТКЦ;
обеспечение непрерывного приема и передачи
информации и доведения ее в установленном порядке до руководства МЧС
России, соответствующих органов государственной власти, соединений и
воинских частей войск гражданской обороны, учреждений и организаций МЧС
России;
обеспечение видеоконференцсвязи руководству МЧС
России и передача видеоинформации из районов чрезвычайных ситуаций и
мест действий сил и средств МЧС России;
обеспечение связью оперативных групп МЧС России в районах чрезвычайных ситуаций;
развертывание программно-технических и
телекоммуникационных средств в интересах оперативного штаба по
управлению в кризисных ситуациях МЧС России и обеспечение их устойчивой
работы;
координация действий узлов связи, подразделений
автоматизированной системы управления (АСУ МЧС России), входящих в
систему МЧС России, по оперативному составлению каналов, своевременному
установлению (восстановлению) связей, обеспечению прохождения всех
видов информации, сигналов и команд в установленные контрольные сроки;
взаимодействие с узлами связи и подразделениями АСУ
пунктов управления федеральных органов исполнительной власти,
территориальных органов МЧС России, органов управления соответствующих
подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и с узлами связи единой сети электросвязи
Российской Федерации по эксплуатационному обслуживанию систем, каналов
и линий связи;
поддержание действующих каналов связи в заданных
режимах работы, обеспечение своевременного установления запланированных
и вновь организуемых каналов связи, анализ работы средств связи и
оповещения;
эксплуатация и развитие локальных вычислительных сетей центрального аппарата МЧС России;
обеспечение функционирования программных и
технических средств автоматизации структурных подразделений
центрального аппарата МЧС России.
|
Заместитель начальника НЦУКС – начальник 149-го ТКЦ
полковник Сергей Николаевич Богданов
|
На сегодняшний день 149-й телекоммуникационный
центр более 5150 раз обеспечивал связь с районами чрезвычайных
ситуаций и проведения экстренных гуманитарных операций.
Личный состав ТКЦ принимал активное участие в
обеспечении связи руководству Министерства и личному составу
оперативных групп МЧС России в ходе ликвидации последствий наводнений
в Ленске, Нарьян-Маре, Великом Устюге, Ставропольском и Краснодарском
краях; пожаров в здании УВД в Самаре, на Останкинской телебашне в
Москве, нефтебазе в Ногинске; авиакатастроф в Иркутске и Красноярском
крае; террористических актов в Москве на улице Гурьянова и Каширском
шоссе, Махачкале, Буйнакске и Беслане; обрушения крыши
монтажно-испытательного комплекса на Байконуре; куполов
«Трансвааль-парка» и Басманного рынка в Москве; а также в ходе
проведения чрезвычайных гуманитарных операций в Югославии, Индии,
Турции, Афганистане, Монголии, Колумбии, Иране и Шри-Ланке.
328-й запасный пункт управления (ЗПУ)
328-й запасный пункт управления входит в состав
НЦУКС и предназначен для осуществления мероприятий по обеспечению
управления силами и средствами МЧС России.
Основные задачи 328-го ЗПУ:
организация и несение круглосуточного дежурства;
оборудование специальными техническими средствами
управления, связи и оповещения автоматизированных рабочих мест
основного состава оперативных групп МЧС России;
поддержание устойчивой связи и обмена информацией с
подчиненными пунктами управления МЧС России, а также с вышестоящими и
взаимодействующими пунктами управления;
подготовка специалистов связи для войск гражданской обороны.
Государственное учреждение "Информационный
центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения
населения в местах массового пребывания людей" (ИЦ ОКСИОН)
ИЦ ОКСИОН является органом управления общероссийской
комплексной системы информирования и оповещения населения в местах
массового пребывания людей, осуществляющим координацию действий
элементов[1]
общероссийской комплексной системы информирования и оповещения
населения в местах массового пребывания людей, а также организацию
взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти.
ИЦ ОКСИОН при выполнении возложенных на него задач
взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата и
организациями МЧС России, региональными центрами по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, органами, специально уполномоченными решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Основные задачи ИЦ ОКСИОН:
информирование и оповещение населения в местах массового пребывания людей при угрозе и возникновении кризисных ситуаций;
разработка концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН;
создание механизмов взаимодействия центрального,
межрегиональных и региональных компонентов ОКСИОН, обеспечивающих
эффективную эксплуатацию и функционирование;
создание научно-методической основы и внедрение
инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки
населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и
террористических акций;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности
населения, методическое руководство в подготовке в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах;
организация технического содержания, эксплуатации и ремонта элементов ОКСИОН;
подготовка, издание и реализация в установленном
порядке учебно-практической и методической литературы по формированию
культуры безопасности жизнедеятельности населения, его подготовки в
области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной
безопасности;
профессиональная подготовка, переподготовка,
повышение квалификации специалистов единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального,
регионального и муниципального уровней для работы в информационных
центрах, на терминальных комплексах и других элементах ОКСИОН.
Начальник ИЦ ОКСИОН
Владислав Геннадьевич Загладин